DAEWOO
история
компании
Компания
Daewoo
(Дэу, правильнее
«Тэу»; на корейском означает Большая Вселенная)
— до недавнего времени была одной из крупнейших южнокорейских
финансово-промышленных групп.
Компания была основана 22 марта 1967
года под названием Daewoo Industrial. В 1999 году Daewoo была
ликвидирована южнокорейским правительством, но отдельные подразделения
продолжили работать, как обособленные предприятия, которые вошли в
состав американского концерна General Motors.
В 1992 году государственной компанией
«Узавтосаноат» и Daewoo для производства легковых
автомобилей было создано «УзДэу авто». В 2005 году
«УзДэу авто» выкупило долю корейской компании в
производстве в Узбекистане.
Группа Daewoo столкнулась с глубоким
финансовым кризисом в 1998 из-за азиатского финансового кризиса, всё
более и более ухудшающихся отношений с корейским правительством при
президенте Ким Дэ Чжуне, а также собственных финансовых просчётов.
Корейским правительством был строго
ограничен доступ к (ранее дешёвым и почти неограниченным) кредитам.
Когда экономический кризис вынудил большинство т. н. чеболей к
сокращениям и оптимизациям, Daewoo наоборот добавил 14 новых фирм к уже
существовавшим 275 филиалам — всего через год после огромных
потерь ($458 000 000). На конец 1997 года четыре самых больших
концернов (чеболей) Южной Кореи имели долги, в среднем в пять раз
превышавшие стоимость их акций. Но в то время, как Самсунг и LG (два
других значительных концерна) в течение следующего кризисного года
провели масштабные сокращения и реструктуризации, Daewoo действовал,
как будто ничто не изменилось: в результате долг концерна вырос на 40 %.
К 1999 году Daewoo, на тот момент второй
по величине концерн Южной Кореи, имевший интересы приблизительно в 100
странах, обанкротился с долгами приблизительно в 80 миллиардов долларов.
Вскоре после развала компании её
президент, Ким Уджун, бежал во Францию. Ким Уджун возвратился в Корею в
июне 2005 после шести лет, проведённых за границей и вскоре был
арестован. Ким был обвинен в мошенничестве на 43,4 миллиарда долларов,
незаконном заимствовании 10,3 миллиардов долларов и контрабанде 3,2
миллиардов долларов из страны (согласно Агентству печати Южной Кореи
Ёнхап (англ.)русск.).
15 ноября 2007 в Южной Корее были
осуждены президент Daewoo Ли Тхэён и тринадцать других граждан этой
страны, наряду с прочими правонарушениями — в связи с
причастностью к незаконным операциям с бирманской нефтегазовой
промышленностью, а также к продаже оружия, оружейных технологий и
оборудования бирманской хунте. Крушение Daewoo было и все еще считается
очень спорным, из-за сложного характера, который концерны играют в
южнокорейской жизни. Крах привёл к потерям миллиардов долларов
южнокорейскими банками и правительством. Кроме того, банкротство
компании было не только финансовым, но также и политическим кризисом, и
явилось сильным ударом для значительной части населения.
Daewoo Electronics продолжает
активность, несмотря на банкротство материнского концерна. Другие же
филиалы и подразделения стали независимыми или просто прекратили
существование при «реорганизации», проведенной
корейским правительством при Ким Дэ Чжуне.
В Северной Америке продукты Daewoo
Electronics в настоящее время выпускаются под маркой
«Trutech», на основании соглашения ODM.
Группа Daewoo (кроме электроники) была
реорганизована в три части:
АО Daewoo
International Corporation — торговля и инвестиции;
АО Daewoo
Engineering & Construction — строительство объектов
энергетики, нефтегазовой индустрии, инфраструктуры, и др.;
АО Daewoo
Shipbuilding & Marine Engineering — судостроение.
Некоторые части Daewoo были поглощены
другими фирмами: Дженерал Моторс купил подразделение легковых
автомобилей, производство получило наименование
«GM-DAT» (англ. General Motors - Daewoo Auto and
Technology); Daewoo Commercial Vehicles был приобретен «Tata
Motors» (Индия) — 5-ым в мире по объему
производства изготовителем средних и тяжелых грузовиков; производство
стрелкового оружия и автозапчастей было куплено компанией S&T
Holdings и с 2006 года известно под именем S&T Daewoo.
В 2004 году GM удалил марку транспортных
средств Daewoo с рынков Австралии и Новой Зеландии, нанеся этой
торговой марке непоправимый урон.
Было объявлено, что автомобили Daewoo в
этих странах будут продаваться под названием Holden. С 1 января 2005
года продаваемые в Европе автомобили (в том числе произведённые на
Украине) были также переименованы, с Daewoo на Chevrolet. В Южной
Африке, Таиланде и Ближнем Востоке модели Daewoo к тому времени уже
продавались как Chevrolet. Лишь в Южной Корее, Узбекистане и Вьетнаме
марка Daewoo пока ещё выжила. Однако, в начале 2011 года было
объявлено, что из-за крайне неоднозначной репутации концерна в Южной
Корее, связанной с громкими финансовыми скандалами и махинациями,
Дженерал Моторс решило отказаться от использования Daewoo. О
перспективах бренда во Вьетнаме и Узбекистане пока ничего не сообщается.
Daewoo также продвигается в нефтяную и
газовую промышленность. В то время, как многие западные нефтяные и
газовые компании отказываются вести бизнес в Мьянме (из-за плачевного
состояния прав человека под властью правящей военной хунты), Daewoo
— один из трёх (два других: французский Total и американский
Unicol) концернов, стоявших у истоков газовой промышленности в этой
стране, в области Ядана. В ходе исследований в Мьянме Daewoo разведал
одно из самых больших месторождений газа в Азии в штате Ракхайн. Начало
добычи на этом месторождении было запланировано в течение следующих 5
лет, после чего оно должно стать одним из самых больших источников
твердой валюты для правящей хунты. Daewoo был долгое время одним из
крупнейших иностранных инвесторов в Бирме.
С 1 марта 2011 года корейского Бренда
автомобилей Daewoo, который с 2002 года принадлежит американскому
автогиганту General Motors, не существует. Оставшиеся подразделения
Daewoo продолжают существовать.