AIWA

история компании



Слово «Aiwa» по-арабски означает «да», благодаря этому на Ближнем Востоке компания была более популярна, чем Sony (хотя и являлась дочерней, но об этом чуть ниже...)

В китайском языке компания именуется как «Aika». А под названием Ai Hua продавались ставшие очень популярными в Китае стереофонические наушники.

История возникновения компании Aiwa несколько туманна. В июне 1951 года компания Love Xing основывает компанию AIKO Denki Sangyo Co., Ltd. со специализацией на разработке и выпуске микрофонов. В июне 1958 года компания выпускает акции и распространяет их во внебиржевой сети дилеров по торговле ценными бумагами. В октябре компания меняет своё название и становится Aiwa Co., Ltd. В следующем году открывается новый завод компании в Уцуномии. Акции этого предприятия в октябре 1961 года компания размещает на второй секции Токийской фондовой биржи.

Важным моментом в истории компании Aiwa Co., Ltd. является 1964 год. В феврале этого года компания выпускает первый в Японии кассетный магнитофон TP-707. Кассетные магнитофоны, плееры и деки становятся основными продуктами компании до конца 1970-х годов. В феврале 1967 года открывается новый завод Aiwa в Ивате.

В 1969 году компания Sony приобретает контрольный пакет акций Aiwa Co., Ltd. После этого Aiwa становится дочерней компанией Sony Corporation. Но, несмотря на это, Aiwa продолжала функционировать как независимая компания и её акции продолжали торговаться на Токийской фондовой бирже.

В 1970-х гг. Aiwa выходит на международный рынок. В конце 1970 года компания создает в Гонконге совместное предприятие Aiwa/Dransfield & Co., Ltd. После этого целью Aiwa становится Ближний Восток.
В 1973 года создается ещё одно совместное предприятие компании Aiwa под названием Aiwa Sales & Service Co., расположенное в Ливане. Данный шаг был своевременным и дальновидным, поскольку начавшийся в 1970-х годах нефтяной кризис привел к рецессии экономик Европы и США, а рынок на Ближнем Востоке пошёл на подъем. К середине 1970-х годов около 30 % рынка магнитофонов на Ближнем Востоке занимала продукция компании Aiwa. Продолжением развития компании на зарубежной арене стало открытие в 1974 году нового завода Aiwa в Сингапуре. А в следующем году был открыт второй завод компании в Уцуномии, получивший название Северный (предыдущий завод соответственно получил название Южный). Акции этого завода были размещены на первой секции Токийской фондовой биржи.

Однако к концу 1970-х гг. с увеличением политической нестабильности на Ближнем Востоке привлекательность этого рынка начала падать и Aiwa решает расширить своё присутствие на рынках Европы и Северной Америки. С 1976 по 1979 год Aiwa Co., Ltd. создает свои дочерние компании в Великобритании, Германии и Соединенных штатах. К 1980 году доля экспорта в Европу и США увеличивается до 65 % от всего объёма экспортируемой продукции (на начало 1970 года экспорт в этом направлении составлял около 50 %). Во второй половине 1970-х годов Aiwa значительно расширяется линейку своей продукции за счет моноблочных музыкальных центров со стереосистемами, сочетающими в себе радиоприемник, магнитофон, электрофон, усилитель и динамики, имеющими небольшие размеры, при этом оставляя высоким качество звука и мощность; так же компания начинает устанавливать в выпускаемую технику небольшие цифровые дисплеи.
За 1979 финансовый год Aiwa Co., Ltd. получила чистую прибыль 244 миллиона йен (1 миллион долларов), доход по продажам составил 38,5 миллиарда йен (157,8 миллионов долларов)
В середине 1980-х годов Aiwa выставила на продажу самый современный по меркам того времени магнитофон TP-S30, представлявший собой компактный переносной однокассетный плеер-диктофон.

Для успешного продвижения новых товаров в Европе и США Aiwa принимает решение о переносе части производств в эти регионы. Первым этапом стало открытие в сентябре 1980 года завода компании в Южном Уэльсе (Великобритания).

1981 год Aiwa начала с выхода на рынок видеомагнитофонов Японии. Но, к сожалению, компания использовала в своей технике формат видеокассет Sony Betamax . Не совсем понятно, почему Aiwa выбрала данный формат, поскольку он ещё год назад проиграл формату VHS.
К середине 1980- годов у Aiwa начались трудности компаундирования за счёт сильной конкуренции во всех отраслях на внутреннем рынке Японии, а выросший в это же время курс йены привел к удорожанию экспорта.
За 1986 финансовый год, закончившийся в ноябре, компания получила убыток в 5,17 млрд йен, при доходе в 54,7 млрд йен, что заставило Aiwa впервые за 14 лет отказаться от выплаты дивидендов акционерам.
Aiwa Co., Ltd. находилась на грани банкротства. Компания искала новые источники дохода, однако запущенный после долгой разработки в марте 1987 года новаторский формат Digital audio tape (DAT) систем оказался несостоятельным. DAT рассматривался как альтернатива и даже как угроза формату CD, поскольку помимо высокого качества звучания, обеспечивал ещё возможность простой записи на носитель. Но технология DAT не прижилась.

Для выхода из сложившейся ситуации в компании корпорацией Sony был назначен новый вице-президент Aiwa Co., Ltd. Хадзимэ Юноки. Юноки занялся реструктуризацией компании.
Для достижение ежегодной экономии в 2 млрд йен, Aiwa сократили штатную численность работников с 3100 чел (1985 год) до 1300 (1988 год) в основном за счет отправки сотрудников на пенсию. Так же компания сосредоточила все свои офисы, находившиеся в разных районах Токио, в единую штаб-квартиру. Следующим шагом стало объединение трёх заводов Aiwa в Японии, а Южный завод Уцуномии был преобразован в технический центр в начале 1989 года.

Однако, наиболее важным шагом для Aiwa Co., Ltd. стал перенос большинства производств за пределы Японии, что обезопасило доходы от влияния курса йены. Основное расширение производств было произведено в Южном Уэльсе и Сингапуре. В Уэльсе в марте 1989 года была запущена производственная линия для изготовления CD дисков. В Сингапуре было открыто два новых завода: Юронг Западный (открыт в феврале 1987 года) и Юронг Южный (открыт в сентябре 1988 года). Эти шаги совместно с рядом других решений позволили перенести за пределы Японии около 50 % от общего производства компании, а после открытия в начале 1990-х годов завода в Джохор-Бару (Малайзия) этот показатель увеличился до 80 % и на сегодняшний день является самым высоким в истории для японской аудио и видео индустрии.
Aiwa вновь стала получать прибыль и возобновила выплату дивидендов. Использованные компанией методы сокращения затрат, снижения заработной платы, переноса производств стали предметом подражания в электротехнической отрасли экономики Японии. Большая заслуга в развитии компании принадлежала Хадзимэ Юноки, которого в конце 1989 года назначили президентом Aiwa Co., Ltd.
1990-е годы.

В начале 1990-х годов Aiwa продолжала расширять линейку выпускаемых продуктов. В середине 1993 года Aiwa Co., Ltd получила контроль над Core International, Inc, одного из производителей компьютерной периферии в США. Кроме этого, успешным для компании стал выпуск на рынок видеотехники линейки комбо-телевизоров (TV-VCR), в которые помимо установки видеомагнитофонов в ряде моделей уставливались спутниковые тюнеры и двуязычные ресиверы. Несмотря на то, что пионером в этой области была Matsushita Electric Industrial Co, которая представила первый такой продукт в 1983 году, Aiwa удалось захватить большую часть рынка благодаря большом модельному ряду комбо-телевизоров. В апреле 1994 года в газете Tokyo Business Today вышла статья о рыночной стратегии Aiwa:

Секрет успеха Aiwa лежит не сколько в создании новых технологии, а сколько в совершенствовании существующих товаров и перевод их в новый ценовой диапазон, который удовлетворит спрос желающих сегодняшних потребителей. Этот подход резко контрастирует с подходом других производителей, таких как Sony, которые всегда придерживались высоких ценовых сегментов рынка, избегая низкой стоимости и ажиотажа для создания престижа марки.  —  Отаки Шуничи. Tokyo Business Today,

В то время как многочисленные компании пытались выстоять во время длительного японского экономического спада в начале 1990-х годов, Aiwa оставалась прибыльной до окончания десятилетия. Компания продолжила тенденцию по переносу производства за пределы Японии и к концу десятилетия 90 % всех производственных мощностей были рассредоточены в других государствах. Расширение производства произошло благодаря расширению предприятий в Малайзии (в 1994 году) и Южном Уэльсе (в 1995 году). Следующим шагом в развитии Aiwa стало открытие двух дочерних компаний в Индонезии: P.T. Aiwa Indonesia (в 1996 году) и P.T. Aiwa Dharmala (в 1997 году). К концу 1990-х годов в Aiwa работало индонезийцев больше, чем японцев. Учитывая данный факт президент компании Хадзимэ Юноки дал интервью Клэр Лео из Business Times, где рассказал об изменениях в компании, произошедших во время его руководства:

Я не думаю, что Aiwa уже когда-либо будет японской компанией. Ведь объем зарубежного производства в филиалах приближается к 90%, 70-85% продаж происходит за пределами Японии и в общей занятости компании 75% сотрудников не являются японцами… Компания не должна принадлежать какой-либо стране. Она должна зарабатывать деньги. Акционеры вкладывают свои деньги и ждут отдачи в виде дивидендов.  —  Хаджиме Юноки.

Акционеры Aiwa действительно были вознаграждены: доходность акционерного капитала с 1994 года по 1998 год составляла 11,7-20,9 %.

Aiwa входила в новое тысячелетие с успехом.
Самыми успешными продуктами компании являлись разнообразные по комплектации музыкальные центры. В течение 1990-х годов в них встраивались разнообразные усилители, тюнеры, CD-плееры и кассетные деки. Aiwa являлась лидером на мировом рынке в этой категории, захватив 30-ти процентную долю, в США доля продукции Aiwa доходила до 50 %.
Хотя сектор аудио для компании являлся наиболее успешным руководство Aiwa поняло, что в долгосрочной перспективе обеспечивать постоянный рост данный сектор не сможет. Появилась необходимость в новых товарах.
Новыми разработками в 1990-х годах для компании стали линейки модемов, терминальных адаптеров, 14- и 21-дюймовых компактных переносных телевизоров, цифровых тюнеров для приема спутникового сигнала и минидисков (MD). На эти товары продолжилась распространяться тактика Aiwa по низкой ценовой политике и максимально широкому функционалу. Так, например, на почти на всей выпускаемой технике на переднем торце устанавливались входные AV разъемы.
В 1995 году Aiwa вошла на только зародившийся (в 1992 году) рынок минидисков (MD), став производить как сами оптические носители, так и портативные MD-плееры, а также добавила поддержку MD-дисков в выпускавшиеся музыкальные центры и оснастила MD-приводами производившиеся портативные кассетные радиоприемники.

Краткая хронология компании

   1946 год — создается компания Love Xing Electrical Industry
    1951 год — компания Love Xing Electrical Industry основывает частную компанию с ограниченной ответственностью AIKO Denki Sangyo Co., Ltd.
    1959 год — компания регистрирует торговую марку Aiwa и переименовывается в Aiwa, Ltd
    1961 год — компания размещает свои ценные бумаги на второй секции Токийской фондовой биржи
    1969 год — часть капитала компании Aiwa, Ltd приобретается компанией Sony Corporation
    1975 год — компания размещает свои ценные бумаги на первой секции Токийской фондовой бирже
    1986 год — спад в деятельности компании из-за роста курса иены, перенос части производственной базы в Китай
    1987 год — компания переезжает в штаб-квартиру Ikenohata в Токио
    1991 год — создается новый логотип AIWA в честь 40-летия компании
    1992 год — компания переносит часть производственной базы в развивающиеся страны
    1994 год — компания переходит в отрасль производства бытовой техники
    2000 год — из-за проблем с поставкой полупроводников и усилении конкуренции с другими производителями, на конец года образуется убыток в 16 млрд иен.
    2001 год — руководство компании принимает решение о рекапитализации, цены акций падают в два раза, с рынка изымается 1/7 всех акций, доля компании Sony в уставном капитале AIWA увеличивается с 50,6 % до 61,4 %.
    февраль 2002 года — Sony на фондовом рынке путем обмена и скупки акций AIWA становится владельцем компании
    апрель 2002 года — Sony составляется договор купли-продажи здания штаб квартиры и земли, принадлежащих AIWA
    сентября 2002 года — на фондовом рынке производится делистинг акций AIWA
    октябрь 2002 года — компания продает штаб-квартиру Ikenohata в Токио
    декабрь 2002 года — Aiwa, Ltd ликвидируется путем объединения с Sony Corporation с сохранением торговой марки AIWA, как бренда, принадлежащего Sony
    2005 год — прекращение разработок новой продукции
    май 2008 года — прекращение существования торговой марки AIWA

главная страница раздела

схемы аппаратуры AIWA
форум нашего сайта


интернет-магазин радиодеталей



немного теории