Логотип


Автомобильная электроника своими руками

материалы в категории

Как продлить срок службы аккумуляторной батареи

Какой-бы дорогостоящий или брендовый аккумулятор не был, но все они обладают одним недостатком- срок службы у них примерно 3-4 года. В общем-то оно и понятно- автомобильный аккумулятор подвержен очень тяжелым условиям эксплуатации: большой ток разрядки во время старта автомобиля и разброс климатических условий, поэтому пластины в аккумуляторах довольно быстро осыпаются и приходят в негодность. Результат- аккумулятор перестает принимать зарядный ток и подлежит замене.

Способов продлить срок эксплуатации автомобильного аккумулятора не так уж и много и все они банальны: прежде всего это периодический уход за аккумуляторной батареей (очищение от загрязнений) и поддержание уровня (и плотности) электролита в банках, но есть и еще один вариант немного продлить жизнь аккумулятора (а иногда даже и немного восстановить его)- это зарядка так называемым асиметричным током. Схема такого зарядного устройства  приведена на рисунке.

устройство для зарядки и восстановления автомобильных аккумуляторов схема

Как видите устройство для зарядки аккумуляторов очень даже не сложное и собрать вполне реально самостоятельно даже для начинающих радиолюбителей.

При положительном полупериоде входного переменного напряжения ток протекает через элементы VD1, R1 и стабилизируется диодом VD2. Часть стабилизированного напряжения через переменный резистор R3 подается на базу транзистора VT2. Транзисторы VT2 и VT4 нижнего плеча устройства работают как генератор тока, величина которого зависит от сопротивления резистора R4 и напряжения на базе VT2. Зарядный ток в цепи аккумулятора протекает по элементам VD3, SA1.1, РА1, SA1.2, аккумулятор, коллекторный перепад транзистора VT4, R4.



При отрицательном полупериоде переменного напряжения на диоде VD1 рабо-та устройства аналогична, но работает верхнее плечо - VD1 стабилизирует отрицательное напряжение, которое регулирует протекающий по аккумулятору ток в обратном напряжении (ток разрядки). 

Показанный на схеме миллиамперметр РА1 используется при первоначальной настройке, в дальнейшем его можно отключить, переведя переключатель в другое положение. 

Такое зарядное устройство обладает следующими преимуществами: 1. Зарядный и разрядный токи можно регулировать независимо друг от друга. Следова-тельно, в данном устройстве возможно применять аккумуляторы с различной величиной энергоемкости. 2. При каких-либо пропаданиях переменного напряжения каждое из плеч закрывается и через аккумулятор ток не протекает, что защищает аккумулятор от самопроизвольной разрядки.

В данном устройстве из отечественных элементов можно применить в качестве VD1 и VD2 - KC133A, VT1 и VT2 - КТ315Б или КТ503Б. Остальные элементы выбираются в зависимости от зарядного тока. Если он не превышает 100 мА, то в качестве транзисторов VT3 и VT4 следует применить КГ815 или КТ807 с любыми буквенными индексами (расположить на теплоотводе с площадью теплорассеиваюшей поверхности 5...15 кв.см), а в качестве диодов VD3 и VD4 - Д226, КД105 тоже с любыми буквенными индексами.

Касаемо самой схемы: в оригинале она предназначалась для зарядки небольших аккумуляторов бытового применения и поэтому элементы на ней показаны довольно слабенькие. Если же применять схему для зарядки автомобильных аккумуляторов, то и детали необходимо установить более мощные, причем потребуется применение радиаторов.

похожие материалы:
Зарядное устройство для автомобильных и мотоциклетных аккумуляторов
Зарядное устройство для аккумуляторов
Зарядное устройство Кедр М
Зарядное устройство с таймером и защитой от замыкания на выходе
Простое устройство для зарядки и тренировки аккумулятора

Почта сайта