Логотип


Автоэлектроника своими руками

материалы в категории

Устройство защиты электромотора стеклоочистителя

Зимою автомобильные "дворники" имеют очень нехорошую привычку примерзать...
Если щетки примерзли к лобовому стеклу то это, как говорится, пол-беды- это мы сразу заметим, а вот что касается щеток очистителей фар или заднего стекла то тут все намного хуже: при случайном включении мы рискуем просто "спалить" электродвигатель привода стеклоочистителя, а ведь он не из дешевых...

Избежать этой неприятности вам поможет небольшое устройство защиты электродвигателя стеклоочистителя, схема которого представлена на рисунке

устройство защиты электродвигателя

При подаче питания на двигатель на микросхему D1 подается питание через параметрический стабилизатор R5VD2. Счетчик устанавливается в исходное состояние током заряда конденсатора С2. При этом на выводе 5 микросхемы - низкий логический уровень, транзистор VT1 закрыт, a VT2 открыт.
Двигатель начинает вращаться. Счетчик считает импульсы тактового генератора с времязадающими элементами С1, R1, R2.

Если помех вращению двигателя нет, то в момент переброса контактов переключателя S1 за счет перезаряда конденсатора С2 счетчик снова устанавливается в исходное состояние, и двигатель продолжает вращаться. Если же блокировочные контакты в течение 10-15 с не переключаются, то счетчик заполняется, и на его выходе появляется высокий логический уровень, что приводит к открыванию VT1. Транзистор VT2 закрывается. Двигатель обесточивается. В таком состоянии счетчик может находиться длительное время из-за диода VD1, который срывает колебания при заполнении.
Цикл работы устройства повторяется при кратковременном снятии напряжения (отключение фар ближнего света).
Транзистор VT2 работает без радиатора. VT1 - любой кремниевый маломощный с длинными выводами для навесного монтажа. Все устройство смонтировано без платы внутри корпуса двигателя на монтажных лепестках двигателя и концевого выключателя.
Такое же устройство полезно собрать и для двигателей очистителя лобового и заднего стекол, хотя они выходят из строя по причине примерзания щеток реле из-за того, что щетки находятся перед глазами, и водитель успевает их освободить до перегорания двигателя.


В. М. Палей, г. Чернигов.

Почта сайта