Логотип


 Прибор для поиска скрытых повреждений на кузове

категория
Электроника в помощь автомобилисту
материалы в категории

РАДИО 2002 №2

Этот прибор предназначен для примерного определения толщины лакокрасочного покрытия на изделиях из чёрного металла. Он пригоден также и для обнаружения скрытых повреждений на кузове автомобиля. Диапазон измерения толщины покрытия составляет 0,05...1 мм, что позволяет при сравнении двух деталей автомобиля убедиться в разной толщине покрытия, а значит, выявить заделанные шпатлёвкой или стеклотканью вмятины и повреждения, а также обнаружить залужённые участки кузова. Кроме того, технология окраски требует нанесения различных покрытий, скажем, грунтовки, толщину которых нетрудно проконтролировать предлагаемым прибором.

Принцип действия прибора прост (рис. 1). Если у трансформатора, магнитопровод которого собран "встык", удалить замыкающие пластины, а вместо них приближать к Ш-образным пластинам ферромагнитный материал, напряжение на вторичной обмотке будет увеличиваться и станет максимальным, когда материал практически замкнет пластины. Как было установлено опытным путём, наибольшая чувствительность такого датчика лежит в указанных выше пределах при условии, что на первичную обмотку поступает напряжение частотой 30...50 Гц.

Прибор питается от сети переменного тока через понижающий трансформатор Т1 (рис. 2). Индикатор включения - светодиод HL1, ток через который ограничивает резистор R1. Напряжение со вторичной обмотки трансформатора подается через резисторы R2, R3 на первичную обмотку трансформатора Т2 - датчика прибора. Со вторичной обмотки напряжение поступает на выпрямитель, выполненный на диоде VD1. В зависимости от толщины лакокрасочного покрытия будет изменяться значение выпрямленного напряжения. Толщину определяют по отклонению стрелки индикатора РА1. На условный нуль отсчёта её устанавливают переменным резистором R3.

Трансформатор Т1 - любой малогабаритный, мощностью около 5 Вт с напряжением на вторичной обмотке 10...12 В, светодиод - любой из серии АЛ307, диод - серии Д9 либо маломощный выпрямительный, резисторы и конденсаторы - любого типа, стрелочный индикатор - с током полного отклонения стрелки 50 мкА.

Трансформатор Т2 - самодельный, его выполняют на магнитопроводе Ш12x14, обмотка I содержит 200, а II - 2000 витков провода ПЭВ-1 0,12. При сборке магнитопровода замыкающие пластины не устанавливают. Вместе с конденсаторами и диодом трансформатор размещают в пластмассовом корпусе подходящих габаритов (рис. 3), который после предварительного налаживания заливают эпоксидным клеем. Когда клей затвердеет, рабочую поверхность датчика зачищают наждачной бумагой до получения гладкой поверхности. Остальные детали укрепляют в другом пластмассовом корпусе, а на его задней стенке располагают калибровочную металлическую пластину из магнитомягкого материала.

Налаживание прибора до заливки в корпус сводится к подбору конденсатора С1 для получения максимальной чувствительности - наибольшей разности показаний индикатора, при прижатой к датчику калибровочной пластины и удалённой. Далее подбирают резистор R2 такого сопротивления, чтобы при прижатой пластине и примерно среднем положении движка подстроечного резистора стрелка индикатора отклонилась на конечное деление шкалы - нуль отсчёта.

Калибровать прибор удобно с помощью денежных купюр, вкладываемых между датчиком и пластиной. Зная толщину новой купюры (0,1 мм), нетрудно нанести значения толщины на шкалу индикатора либо составить калибровочную таблицу. Следует учесть, что шкала прибора неравномерная, а при отсутствии металла вблизи датчика стрелка индикатора отклоняется примерно на пятую часть шкалы.

А. БЕЛЬСКИЙ, г. Королев Московской обл.

Почта сайта