Звуковой сигнализатор превышения частоты вращения коленвала
Категория
Электронные самоделки в помощь автолюбителю
В.И. Горелов
Радиоконструктор, 2001 год, №8, стр 36-37
Каждый автолюбитель знает что расход топлива (да и сам срок службы двигателя) очень сильно зависит от частоты оборотов и именно поэтому на многих автомобилях устанавливаются тахометры. Если же в автомобиле штатный тахометр не предусмотрен, то контролировать предельно допустимую частоту вращения коленчатого вала можно при помощи звукового сигнализатора, схема которого предложена на рисунке.
В основе устройства лежит логический фильтр низких частот на элементах микросхемы D1.1, D1.2. При превышении некоторого значения частоты входных импульсов на его выходе появляется логическая единица, которая и запускает звуковой генератор.
Поскольку частота импульсов с прерывателя прямо-пропорциональна частоте вращения коленчатого вала, то частоту при которой сработает ФНЧ можно рассчитать по формуле:
При номиналах указанных в схеме W составит 4500 об\мин.
Несмотря на относительную простоту, погрешность измерения (а следовательно и срабатывания) такого устройства составляет всего лишь 5%
Следующая схема того же автора- небольшая доработка предыдущей. С ее помощью можно не только контролировать частоту вращения коленчатого вала, но и исходя от этой частоты контролировать максимально допустимую скорость.
Расчеты срабатывания звукового сигнализатора складываются исходя из того что на автомобиле применена четырех-ступенчатая РКПП, а максимально разрешенная скорость в городе составляет 60 км\ч, по трассе- 90 км\ч. Переключение режимов измерения производится при помощи переключателя "город-трасса", установленного на приборной панели.
Схема доработанного устройства показана на рисунке