Логотип


Звуковые сигнализаторы поворотов и заднего хода

Категория

Электроника за рулем

материалы в категории

Во всех современных автомобилях имеются световые сигнализаторы поворотов и технического состояния (давление масла, заряд аккумулятора, перегрев двигателя и так далее....). Однако в дорожной суматохе да еще и в яркий солнечный день на светящиеся лампочки на приборной панели можно сразу и не обратить внимание что может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому многие автомобилисты стараются дополнить световые сигнализаторы еще и звуковыми повторителями

У нас на сайте уже приводились подобные схемы облегчающие жизнь автолююбителю и здесь мы публикуем еще две

Звуковой сигнализатор поворотов и заднего хода

Автор Каравкин. В.
Радиоконструктор 2000 год, № 4, стр 22

Данное устройство дублирует звуковым сигналом включенные повороты и задний ход. Зачем это нужно? Во первых: хотя практически все современные автомобили умеют устройство возрата переключателя поворов в исходное состояние при повороте рулевого колеса, однако со временем оно может работать и тогда сиганл поворота после очередного маневра может и не отключится. Конечно-же это приведет в заблуждение других участников движения!
Во-вторых (касаемо сигнала включения задней передачи): данная функция вообще как-то упущена из виду многими автопроизводителями, а зря.... Ведь вполне может получится так что в неопытный водитель может по ошибке включить заднюю скорость там где требуется первая и тогда машина поедет назад вместо того чтобы ехать вперед, а ведь там (позади автомобиля конечно же) могут быть и другие машины! Пример? Да пожалуйста! В автомобиле ВАЗ 2018 (09) рычаг переключения передач сделан таким образом что первая передача и задняя находятся рядом. Можно и не заметить как перепутаешь нужную передачу, особенно если машина не новая и коробка уже изношена...
Схема устройства приведена на рисунке

Схемка состоит из двух мультивибраторов на одной логической микросхеме: при включении поворотов работает мультивибратор собранный на элементах D1.1, D1.2. Частота его генерации примерно 600.... 1000 Гц. Включается он только лишь тогда когда на анодах диодов VD1, VD2 появляется напряжение- то есть когда загораются лампочки. Таким образом получается что звуковой сигнал будет появляться в такт с их миганием.
Второй мультивибратор собран на элементах D1.3, D1.4. Он начинает работать когда зажгутся лампы заднего хода (к этим лампочкам необходимо подключить анод диода VD3 ). Мультивибратор запустится, частота его генерации примерно 0,2-0,3 Гц. Импульсы с выхода мультивибратора через диод VD4 будут периодически открывать первый мультивибратор. Он запустится но тональность его будет уже выше.
Динамик в устройстве можно применить любой с сопротивлением от 8 до 2000 Ом.

Примечание: в источнике, видимо, есть опечатка: напряжение питания должно быть самое обыкновенное от бортовой сети автомобиля- 12 Вольт. И если по-хорошему, то параллельно конденсатору C3 не мешало-бы установить стабилитрон вольт так на 7...9.

Схема вторая:

Звуковой сигнализатор технического состояния

Автор Казаков. А.Т
Радиоконструктор, 2000 год, № 4, стр 23- 24

Схем которые при помощи звукового сигнала сообщают автолюбителю о проблемах в машине (давление масла, отсутствие тормозной или охлаждающей жидкости и так далее) тоже довольно много, но они как правило рассчитаны на определенный вид автомобилей и датчиков: ведь какие-то из датчиков при срабатывании образуют сигнал высокого уровня, а какие-то и наоборот- низкого. Автор данной схемы предложил более универсальный вариант- здесь предусмотрены оба вида датчиков.

Схема устройства

Точки 1,2,3,4 по схеме (которые подключены к диодам D3, D4, D5, D6 ) можно подключить к различным видам датчиков- как к тем которые при срабатывании замыкаются на + бортовой сети, так и к тем которые при срабатывании замыкаются на "массу". Далее все легко и просто- запускаются два мультивибратора и появляется дребезжащий звуковой сигнал высокого тона. "Дребезг" звукового сигнала получен тем что в устройстве работают сразу несколько мультивибраторов, причем каждый из них управляет работою другого.
Если увеличить сопротивление резистора R1 до 1 кОм, то устройство можно применить и в грузовых автомобилях с бортовой сетью 24 Вольта.

Примечание: обозначение "- 12 В" конечно же подразумевает "массу" автомобиля

Звуковые повторители индикаторных лампочек

Соколов. Е.
Радиоконструктор, 2001 год, № 6, стр 26

Автор данной схемы предлагает снабдить контрольные лампочки в приборной панели автомобиля (лампочка поворотов, аварийной сигнализации давления и температуры) звуковым повторителем.

Схема показана на рисунке

Почта сайта